Отдел мониторинга образовательной деятельности образовательных организаций

Ответы на часто задаваемые вопросы

Ребенок ЗПР в традиционной группе. Законно ли это? Какие условия должны быть?

Ответ

Диагноз ЗПР может быть поставлен ребенку, посещающему группу общеразвивающей направленности,  только по результатам  обследования специалистами ТПМПК. Обследование ребенка и перевод его в группу компенсирующей направленности осуществляется по личному заявлению его родителей (законных представителей).       Таким образом, ребенок с диагнозом ЗПР может посещать группу общеразвивающей направленности, имея официально поставленный диагноз ЗПР, если его родители             не считают нужным переводить его в специализированную группу или детский сад компенсирующей направленности.

В соответствии с требованиями пункта 16 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 (далее – Порядок), содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

В соответствии с требованиями пункта 13 Порядка совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ (в том числе с ЗПР) осуществляется в группах комбинированной направленности в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

 В соответствии с требованиями пункта 20 Порядка количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:

  • в возрасте до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • в возрасте старше 3 лет:
  • не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
  • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Какие наименования предмета «Математика» на уровне среднего общего образования допустимы в образовательной программе, учебном плане, классных журналах, АИСУ «Параграф»?

Ответ

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В соответствии с пунктом 18.3.1. федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минестерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613), предметная область «Математика и информатика» включает в себя предмет «Математика», являющийся обязательным для изучения. Другое наименование предмета «Математика» в тексте федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования не встречается.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012         № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учебный план является составной частью образовательной программы.

В АИСУ «Параграф» и в журналы вносятся сведения о реализации образовательной программы, утвержденной образовательной организацией.

Учитывая вышеизложенное, наименования предметов в АИСУ «Параграф» и журналах должны соответствовать наименованиям предметов в учебном плане образовательной программы, утвержденной образовательной организацией.


Может ли план по организации применения профессиональных стандартов охватывать период с 2019 по 2021 год?

Ответ

Профессиональные стандарты разрабатываются и применяются согласно статье 195.2 и статье 195.3 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 13.12.2001 № 197-ФЗ.

Утверждены профессиональные стандпрты и установлены сроки начала их применения приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Например, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден соответствующий профессиональный стандарт и установлено, что данный стандарт применяется работодателем с 01.01.2017.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 27.07.2016 № 584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584) предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются организациями поэтапно на основе утвержденных указанными организациями планов по организации применения профессиональных стандартов (далее – План).

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 584 реализация мероприятий Планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г.

Учитывая вышеизложенное, План не может охватывать период с 2019 по 2021 год.


Прошу проконсультировать по вопросу снятия или продления квалификационной категории работника, если данная категория закончилась 29.04.2020 года. По приказу Минпросвещения от 28.04.2020 № 193 — продлить действие категории с 01.04.2020 по 01.09.2020.  А по письму КО от 20.05.2020 № 03-28-4186/20-0-0 — приказ Министерства выступает в силу с 24.05.2020. Правомерно ли Работодатель продлевает действие квалификационной категории? Или следует снять её до момента установления новой?

Ответ

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID — 19) на территории Российской Федерации, а также в соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 4.2.19 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 884, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.04.2020 № 193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году» (далее — приказ № 193) внесены изменения в пункт 24 Порядка проведения аттестации педагогических работников в части исключения запрета на продление срока действия квалификационной категории. В соответствии с пунктом 2 приказа № 193 действие квалификационных категорий педагогических работников, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, продлевается до 31 декабря 2020 года.

В письме Комитета по образованию от 19.05.2020 № 03-28-4155/20-0-0 даны разъяснения об издании локальных актов образовательного учреждения на основании приказа № 193. В частности, акцентировано внимание руководителей образовательных учреждений на необходимости издания локального акта о применении соответствующего повышающего коэффициента (0,2% или 0,35% в зависимости от квалификационной категории) при исчислении заработной платы педагогическому работнику.  А также, обращено внимание руководителей на то, что не требуется издания дополнительного локального акта образовательного учреждения о продлении (установлении) до 31 декабря 2020 года действия квалификационных категорий педагогических работников, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года. Сроки действия квалификационных категорий педагогических работников продлены пунктом 2 приказа № 193.

Письмо Комитета по образованию от 20.05.2020 № 03-28-4186/20-0-0 было направлено в дополнение к письму Комитета по образованию от 19.05.2020 № 03-28-4155/20-0-0. В нем обращается внимание руководителей образовательных учреждений на необходимость издания локального акта о применении соответствующего повышающего коэффициента при исчислении заработной платы педагогическому работнику не ранее 24.05.2020 в связи с тем, что приказ № 193 вступает в силу с 24.05.2020. Таким образом, если срок действия квалификационной категории педагогического работника заканчивается 29.04.2020, то в соответствии с пунктом 2 приказа № 193 срок действия квалификационной категории продлевается до 31 декабря 2020 года. Работодателю при этом не требуется издавать дополнительного локального акта образовательного учреждения о продлении (установлении) до 31 декабря 2020 года действия квалификационной категории.


«В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 №02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций» у лицея нет возможности исключить объединение обучающихся разных классов по предмету «Физическая культура» ввиду имеющегося одного спортивного зала. Имеет ли право лицей в Учебном плане на 2020/2021 год в 8-9, 10-11 классах выделить на предмет «Физическая культура» 2 часа в неделю, уменьшив при этом недельную нагрузку до 35 и 36 часов соответственно?»

Ответ

Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 №02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций» не содержит рекомендаций по формированию основных образовательных программ, в том числе учебных планов. В нем содержатся рекомендации по организации работы образовательных организаций. Об организации занятий физической культурой, в частности, говорится в п. 10 рекомендаций: «С учетом погодных условий максимально организовать пребывание детей и проведение занятий на открытом воздухе. Использовать открытую спортивную площадку для занятий физической культурой, сократив количество занятий в спортивном зале».

Норматив занятий физкультурой — не менее трех часов в неделю, вводился в соответствии с пунктом 1 «и» перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № Пр-2997 в целях увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физического воспитания.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам,  самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона об образовании учебный план является составной частью образовательной программы.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (далее – ПООП ООО) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15). В соответствии с разделом 3.1 ПООП ООО «обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения».

 ПООП ООО допускает уменьшение количества часов на изучение предмета «Физическая культура» до 2 часов в неделю только при условии реализации программы в режиме 5-дневной учебной недели, при этом оговаривается, что третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, и/или за счет посещения учащимися спортивных секций (раздел 3.1 ПООП ООО).

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ПООП СОО), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з), не допускает выделение количества часов менее, чем определено для базового уровня. Как следует из содержания раздела 3.1 ПООП СОО, для изучения предмета «Физическая культура» на базовом уровне определено 210 часов за два года обучения (из расчета 35 учебных недель в год). Отклонения могут иметь место только, при изменении количества учебных недель в соответствии с календарным графиком образовательной организации. Так, если календарным графиком предусмотрено 34 учебных недели, то количество часов для изучения предмета «Физическая культура» на базовом уровне составит 204 часа за два года обучения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 12 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.


«В УП СОО по ФГОС (технологический профиль) на выполнение индивидуального проекта («Индивидуальный проект») в 10 классе выделяем 1 час в неделю, в 11 классе продолжаем реализацию индивидуального проекта в рамках внеурочной деятельности. Имеет ли право лицей передать высвободившийся 1 час в 11 классе на изучение учебного предмета «География»?»

Ответ

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам,  самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона об образовании учебный план является составной частью образовательной программы.

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ПООП СОО), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з) устанавливает следующий порядок формирования учебного плана.

«Для формирования учебного плана профиля необходимо:

1. Определить профиль обучения.

2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.

3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).

4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.

5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.»

В соответствии с письмом Комитета по образованию от 23.04.2020 № 03-28-3775/20-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма» при формировании учебного плана должны быть выполнены требования, установленные пунктами 4.6, 4.7. и 4.8 приложения к вышеназванному письму «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»:

«4.6. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного Учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС среднего общего образования, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

 4.7. Региональным компонентом учебного плана является определение дополнительного времени на изучение учебных предметов «Русский язык» (1 час В неделю в каждом классе) и «История» (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI (XII) классах за исключением случаев, когда данный учебный предмет изучается на профильном уровне. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательного учреждения.

4.8. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).»

Исходя из вышеизложенного, при условии выполнения всех вышеуказанных требований и суммарном количестве часов менее максимально допустимого можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне.

При этом нужно учесть, что ПООП СОО не допускает выделение для изучения предмета количества часов менее, чем определено для базового уровня. Как следует из содержания раздела 3.1 ПООП СОО, для изучения предмета «География» на базовом уровне определено 70 часов за два года обучения (из расчета 35 учебных недель в год). Отклонения могут иметь место только, при изменении количества учебных недель в соответствии с календарным графиком образовательной организации. Так, если календарным графиком предусмотрено 34 учебных недели, то количество часов для изучения предмета «География» на базовом уровне составит 68 часов за два года обучения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 12 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.