Отдел мониторинга образовательной деятельности образовательных организаций

Ответы на часто задаваемые вопросы

Ребенок ЗПР в традиционной группе. Законно ли это? Какие условия должны быть?

Ответ

Диагноз ЗПР может быть поставлен ребенку, посещающему группу общеразвивающей направленности,  только по результатам  обследования специалистами ТПМПК. Обследование ребенка и перевод его в группу компенсирующей направленности осуществляется по личному заявлению его родителей (законных представителей).       Таким образом, ребенок с диагнозом ЗПР может посещать группу общеразвивающей направленности, имея официально поставленный диагноз ЗПР, если его родители             не считают нужным переводить его в специализированную группу или детский сад компенсирующей направленности.

В соответствии с требованиями пункта 16 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 (далее – Порядок), содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

В соответствии с требованиями пункта 13 Порядка совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ (в том числе с ЗПР) осуществляется в группах комбинированной направленности в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

 В соответствии с требованиями пункта 20 Порядка количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:

  • в возрасте до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • в возрасте старше 3 лет:
  • не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
  • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

 Сколько времени могут учиться во вторую смену ученики начальной школы?

Ответ

Ограничения по времени обучения  во вторую смену регламентируются

— Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СП 2.4.3648-20);

— Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее — СанПиН 1.2.3685-21).

В соответствии с пунктом 3.4.15. СП 2.4.3648-20 в общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9 — 11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов.

В соответствии с таблицей 6.6. СанПиН 1.2.3685-21 при реализации дополнительных образовательных программ, деятельности кружков (студий), спортивных секций окончание занятий, не позднее 20.00 для обучающихся 7 – 10 лет, не позднее 21.00 для обучающихся 10 – 18 лет.

В соответствии с пунктом 3.4.16. СП 2.4.3648-20 образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.

В соответствии с таблицей 6.6. СанПиН 1.2.3685-21 недельный объем внеурочной деятельности не более 10 часов в 1 – 11 классах. Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных/дополнительных занятий следующей смены не менее  20 минут.

Таким образом, из числа обучающихся на уровне начального общего образования во вторую смену могут обучаться только ученики 2 – 4 классов, основного общего образования – ученики 6-8 классов. Общая недельная нагрузка устанавливается основной образовательной программой школы (учебным планом и планом внеурочной деятельности). Занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ в зависимости от возраста обучающихся могут заканчиваться в 20.00 или в 21.00. Время начала занятий во второй смене нормативными документами не регламентируется.


Можно ли ученикам приносить свою еду в школу и есть её со всеми в столовой?

Ответ

Пунктом 8.2.3. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», вступившего в действие с 1 марта 2021, определено, что в организации, осуществляющей питание детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями  для мытья рук.

Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.


Как правильно отрегулировать вопрос с посещением занятий внеурочной деятельностью? Можно ли по справке из музыкальной школы вообще ее не посещать внеурочную деятельность? Там ребенок проводит больше 10 часов. Вопросов по внеурочке много, разных. Но главное — как урегулировать документально.

Ответ

         В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования:

— основные образовательные программы реализуются образовательной организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной);

— урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы с учетом обязательных для изучения учебных предметов;

— внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией;

— чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно:

— организационный раздел основной образовательной программы должен включать план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими основной образовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.

Как следует из письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (далее – Письмо ТВ-1290/03):

— реализация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса;

— план внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.

Исходя из выше изложенного, внеурочная деятельность является одним из механизмов достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; описание содержания и особенностей организации внеурочной деятельности включается в основную образовательную программу.

 

Письмо ТВ-1290/03 содержит также рекомендации о содержательном наполнении внеурочной деятельности. В частности, часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности:

— учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности;

— с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы;

— с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.

В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Письме ТВ-1290/03, при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации целесообразно предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть.

В часть, рекомендуемую для всех обучающихся, предлагается включить:

— 1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (в соответствии        письмом Минпросвещения России от 15.08.2022 N 03-1190 «О направлении методических рекомендаций» данный час рекомендуется проводить еженедельно первым уроком             по понедельникам для всех обучающихся 1 — 11 классов);

— 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);

— 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).

Вариативная часть формируется с учетом выбранной модели реализации плана внеурочной деятельности.

Таким образом, основная образовательная программа должна содержать описание выбранной модели, а также план внеурочной деятельности, предусматривающий часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть. При формировании вариативной части следует учесть образовательные потребности и интересы обучающихся, запросы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможности образовательной организации.

В соответствии с Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 № 09-1672):

— общеобразовательная организация в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования;

— в качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, который утверждается локальным актом;

— при зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности.

В соответствии с Порядком зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным совместным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2022 № 845/369:

— зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения;

— форма и порядок подачи заявления устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации;

— порядок зачета результатов устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации;

— организация производит зачет при установлении соответствия планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся (далее — часть осваиваемой образовательной программы), и результатов пройденного обучения;

— процедура установления соответствия определяются локальным нормативным актом организации.

Как следует из выше изложенного, в образовательной организации должны быть разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие:

— форму и порядок подачи заявления о зачете результатов освоения части осваиваемой образовательной программы в других организациях,

— порядок зачета результатов,

— процедуру установления соответствия планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы и результатов пройденного в другой организации обучения.

Анализ представленных документов позволяет сделать следующие выводы:

— внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы, достижение планируемых результатов освоения данной части основной образовательной программы является одним из факторов, свидетельствующих о реализации основной образовательной программы в полном объеме;

— содержание, планируемые результаты и особенности организации внеурочной деятельности, в том числе выбранная модель плана,  прописываются в основной образовательной программе;

— основная образовательная программа должна содержать план внеурочной деятельности, включающий часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть, а также рабочие программы внеурочной деятельности;

— особенности организации внеурочной деятельности отражаются в локальных нормативных актах образовательной организации.


Ребенка не допускают в образовательное учреждение без пробы Манту, требуют заключение фтизиатра?

Ответ

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образовательная организация в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должна своевременно и в полном объеме проводить предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия, в том числе мероприятия по проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с пунктом 2.9.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил  СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания  и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СП 2.4.3648-20) образовательные учреждения организуют: профилактические и противоэпидемические мероприятия и контроль за их проведением; осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в Организацию, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья; профилактические осмотры воспитанников и обучающихся и проведение профилактических прививок.

Согласно пункту 1.2. СП 2.4.3648-20, указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 СП 2.4.3648-20.

Профилактика туберкулеза с 01.09.2021 регламентируется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее – СанПиН 3.3686-21).

Согласно требованиям пункта 817 СанПиН 3.3686-21 в целях раннего выявления туберкулеза у детей (до 14 лет включительно) проводится иммунодиагностика. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее — проба Манту) проводят 1 раз в год всем вакцинированным против туберкулеза детям начиная с 12-месячного возраста до 7 лет включительно независимо от результата предыдущих проб, а также детям в возрасте от 8 до 14 лет включительно, не ревакцинированным против туберкулеза, у которых при предыдущем обследовании проба Манту дала отрицательный результат. Остальным детям в возрасте от 8 до 14 лет включительно проводится проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным или, при наличии противопоказаний, in vitro тесты, основанные на оценке высвобождения T-лимфоцитами гамма-интерферона.

Согласно требованиям второго абзаца пункта 823 СанПиН 3.3686-21, дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в дошкольные образовательные организации только при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

Предоставление медицинского заключения (справки) об отсутствии заболевания от других специалистов (врачей), в том числе педиатра, СанПиН 3.3686-21 не предусмотрено.

Требования пункта 823 СанПиН 3.3686-21 направлены на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза.

Проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления туберкулеза среди населения (для детей – ежегодная туберкулинодиагностика) регламентировано Федеральным законом № 52-ФЗ, в соответствии со статьей 10 которого граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также               не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В случае приема в образовательную организацию ребенка, не подвергнутого профилактическому осмотру в целях выявления  туберкулеза, существует риск заноса туберкулезной инфекции в образовательное учреждение, что может привести к нарушению прав других детей. Наличие заключения врача-фтизиатра необходимо в целях защиты прав самого ребенка на охрану здоровья, а также прав других детей
на безопасную среду обитания.

Ребенок при отсутствии пробы Манту может быть ограничен в посещении образовательного учреждения ввиду отсутствия у него пробы Манту или отсутствия заключения врача-фтизиатра, в случае отказа от проведения ребенку туберкулинодиагностики.

Временный недопуск в образовательное учреждение не является нарушением конституционных прав на получение образования, поскольку место в образовательной организации (в том числе в детском саду) за детьми сохраняется.

Разъясняем, что в соответствии с Законом об образовании образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне указанных организаций (в форме семейного образования и самообразования). Отсутствие обследования на туберкулезную инфекцию не является основанием для отказа в зачислении ребенка в образовательное учреждение, а только предполагает последующий выбор формы обучения, исключающей посещение необследованным ребенком здорового детского коллектива.


Утрачен аттестат. Как получить дубликат? Правомерно ли  требование со стороны администрации образовательного учреждения предъявить документ, подтверждающий факт утраты? Каков срок рассмотрения заявления  о выдаче дубликата аттестата? Какая организация выдает дубликат, если образовательное учреждение, в котором учился заявитель, уже не существует?

Ответ

Выдача документов об обучении  и дубликатов аттестатов регламентируется

          —   Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 60;

         —    Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 № 546 « Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (далее — Порядок).

            В соответствии с главой V Порядка дубликат аттестата и дубликат приложения к аттестату выдаются: взамен утраченного (поврежденного) аттестата и (или) приложения к аттестату; взамен аттестата и (или) приложения к аттестату, содержащих ошибки, обнаруженные выпускником после их получения; лицу, изменившему свою фамилию (имя, отчество), пол.

В случае утраты (повреждения) только аттестата либо в случае обнаружения в нем ошибок после получения его выпускником выдаются дубликат аттестата и дубликат приложения к нему, при этом сохранившийся подлинник приложения к аттестату изымается и уничтожается с составлением соответствующего акта лицом, уполномоченным руководителем на основании соответствующего распорядительного акта.

В случае утраты (повреждения) только приложения к аттестату либо в случае обнаружения в нем ошибок после его получения выпускником взамен выдается дубликат приложения к аттестату, на котором проставляется нумерация бланка сохранившегося аттестата.

         Аттестат (дубликат аттестата) выдается выпускнику организации, осуществляющей образовательную деятельность, лично или другому лицу при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником, или по заявлению выпускника направляется     по его адресу через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Доверенность и (или) заявление, по которым был выдан (направлен) аттестат (дубликат аттестата), хранятся в личном деле выпускника.

 Выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется на основании письменного заявления выпускника или его родителей (законных представителей), подаваемого в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выдавшую аттестат:

при утрате аттестата или приложения к аттестату — с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны и других);

при повреждении аттестата и (или) приложения к аттестату, при обнаружении ошибки, допущенной при заполнении, — с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования, или указанием допущенных ошибок с приложением поврежденного (испорченного) аттестата и (или) приложения к аттестату, которые подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта;

при изменении фамилии (имени, отчества) и (или) пола выпускника — с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества) выпускника.

Решение о выдаче или отказе в выдаче дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к нему принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в срок до 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления.

 В случае изменения наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, вместе с документом, подтверждающим изменение наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, являющейся правопреемником.

В случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в ведении которых находилась указанная организация, или учредителем указанной организации в соответствии с Порядком.

В случае изменения фамилии (имени, отчества) в соответствии с мерами безопасности, установленными законодательством Российской Федерации о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, дубликаты аттестата и (или) приложения к аттестату выдаются в соответствии с пунктом 11 Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 630 <7> (<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 15, ст. 4708; 2015, N 29, ст. 4503).

 Дубликаты аттестата и приложения к нему оформляются на бланках аттестата и приложения к нему, применяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на момент подачи заявления о выдаче дубликатов.

Главой VI Порядка установлен порядок заполнения и выдачи дубликатов аттестатов об основном общем и среднем общем образовании, выданных лицам, обучавшимся в организациях, осуществлявших образовательную деятельность, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2014 года (на территории Украины).

Лицам, обучавшимся в организациях, осуществлявших образовательную деятельность, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2014 года (на территории Украины), выдаются следующие дубликаты аттестатов:

завершившим освоение образовательных программ базового общего среднего образования — дубликат аттестата об основном общем образовании или дубликат аттестата об основном общем образовании с отличием;

завершившим освоение образовательных программ полного общего среднего образования — дубликат аттестата о среднем общем образовании или дубликат аттестата о среднем общем образовании с отличием.

Бланки дубликатов соответствующих аттестатов и приложений к ним  заполняются на русском языке.

Сведения об изученных учебных курсах, предметах, дисциплинах (модулях) в части обучения по образовательным программам, установленным на Украине, указываются в дубликате приложения на основании документов, имеющихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

. Отметки, полученные в период обучения на Украине (в том числе при прохождении государственной аттестации), переводятся в пятибалльную систему оценивания, где «12», «11» и «10» баллов соответствуют отметке «5»; «9», «8», «7» баллов соответствуют отметке «4»; «6», «5» и «4» балла соответствуют отметке «3»; «3» и «2» балла соответствуют отметке «2»; «1» балл соответствует отметке «1».

 В случае отсутствия в документе об обучении или документе о прохождении государственной аттестации на Украине какой-либо информации соответствующие сведения в бланке дубликата приложения к аттестату не заполняются с указанием символа «-«.


Администрация школы не выдает документы при переводе в другую образовательную организацию, основания?

Ответ

Прекращение образовательных отношений регламентируется

   Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 61;

   Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177

«Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (далее – Приказ № 177).

           В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.

        Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

       В соответствии с частью 11 Приказа № 177 в случае перевода совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося:

— осуществляют выбор принимающей организации;

— обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет;

— при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;

— обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию (заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет).

         В заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода  в принимающую организацию указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;

б) дата рождения;

в) класс и профиль обучения (при наличии);

г) наименование принимающей организации (в случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации).

        На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

        Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:

— личное дело обучающегося;

— документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

        Указанные документы представляются совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую организацию вместе с заявлением от зачислении обучающегося в указанную организацию в порядке перевода из исходной организации  и  предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

       Требование предоставления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую организацию в связи с переводом из исходной организации не допускается.

        Зачисление обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации (уполномоченного им лица) в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов с указанием даты зачисления и класса.

        Принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.


О дополнительных мерах  социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции

Ответ

Вопрос о дополнительных мерах  социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции регламентируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2022 № 928
«О дополнительных мерах  социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи
с проведением специальной военной операции (выполнением специальных задач)
на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины и мобилизационных мероприятий в период ее проведения»
(далее — Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 928)

 

       Правительством Санкт-Петербурга установлены по 31.12.2023 дополнительные меры социальной поддержки лиц, участвующих в проведении специальной военной операции (в выполнении специальных задач) на территориях ДНР, ЛНР и Украины, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, в том числе:     

     — обеспечение бесплатным питанием детей в школах  и в профессиональных образовательных учреждениях,  

     — предоставление детям бесплатного права на проезд на социальных маршрутах наземного пассажирского маршрутного транспорта, а также в метро Санкт-Петербурга,
     — право на прием во внеочередном порядке детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет включительно, в государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга,
     — оплата за счет средств бюджета Санкт-Петербурга полной стоимости путевок в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления детям.

       Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 октября 2022  № 928 утверждены:

          — Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению питанием в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга детей и лиц старше 18 лет, один из родителей (законных представителей) которых участвует или участвовал в проведении специальной военной операции (в выполнении специальных задач) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, в том числе призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;

     — Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки, предусматривающих право на проезд на транспорте детям и лицам старше 18 лет, один     из родителей (законных представителей) которых участвует или участвовал в проведении специальной военной операции (в выполнении специальных задач) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, в том числе призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;

       — Порядок предоставления компенсации родительской платы лицам, которые участвуют или участвовали в проведении специальной военной операции (в выполнении специальных задач) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, в том числе призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».


«В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 №02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций» у лицея нет возможности исключить объединение обучающихся разных классов по предмету «Физическая культура» ввиду имеющегося одного спортивного зала. Имеет ли право лицей в Учебном плане на 2020/2021 год в 8-9, 10-11 классах выделить на предмет «Физическая культура» 2 часа в неделю, уменьшив при этом недельную нагрузку до 35 и 36 часов соответственно?»

Ответ

Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 №02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций» не содержит рекомендаций по формированию основных образовательных программ, в том числе учебных планов. В нем содержатся рекомендации по организации работы образовательных организаций. Об организации занятий физической культурой, в частности, говорится в п. 10 рекомендаций: «С учетом погодных условий максимально организовать пребывание детей и проведение занятий на открытом воздухе. Использовать открытую спортивную площадку для занятий физической культурой, сократив количество занятий в спортивном зале».

Норматив занятий физкультурой — не менее трех часов в неделю, вводился в соответствии с пунктом 1 «и» перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № Пр-2997 в целях увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физического воспитания.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам,  самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона об образовании учебный план является составной частью образовательной программы.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (далее – ПООП ООО) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15). В соответствии с разделом 3.1 ПООП ООО «обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения».

 ПООП ООО допускает уменьшение количества часов на изучение предмета «Физическая культура» до 2 часов в неделю только при условии реализации программы в режиме 5-дневной учебной недели, при этом оговаривается, что третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, и/или за счет посещения учащимися спортивных секций (раздел 3.1 ПООП ООО).

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ПООП СОО), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з), не допускает выделение количества часов менее, чем определено для базового уровня. Как следует из содержания раздела 3.1 ПООП СОО, для изучения предмета «Физическая культура» на базовом уровне определено 210 часов за два года обучения (из расчета 35 учебных недель в год). Отклонения могут иметь место только, при изменении количества учебных недель в соответствии с календарным графиком образовательной организации. Так, если календарным графиком предусмотрено 34 учебных недели, то количество часов для изучения предмета «Физическая культура» на базовом уровне составит 204 часа за два года обучения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 12 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.


«В УП СОО по ФГОС (технологический профиль) на выполнение индивидуального проекта («Индивидуальный проект») в 10 классе выделяем 1 час в неделю, в 11 классе продолжаем реализацию индивидуального проекта в рамках внеурочной деятельности. Имеет ли право лицей передать высвободившийся 1 час в 11 классе на изучение учебного предмета «География»?»

Ответ

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам,  самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона об образовании учебный план является составной частью образовательной программы.

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ПООП СОО), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з) устанавливает следующий порядок формирования учебного плана.

«Для формирования учебного плана профиля необходимо:

1. Определить профиль обучения.

2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.

3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).

4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.

5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.»

В соответствии с письмом Комитета по образованию от 23.04.2020 № 03-28-3775/20-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма» при формировании учебного плана должны быть выполнены требования, установленные пунктами 4.6, 4.7. и 4.8 приложения к вышеназванному письму «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»:

«4.6. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного Учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС среднего общего образования, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

 4.7. Региональным компонентом учебного плана является определение дополнительного времени на изучение учебных предметов «Русский язык» (1 час В неделю в каждом классе) и «История» (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI (XII) классах за исключением случаев, когда данный учебный предмет изучается на профильном уровне. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательного учреждения.

4.8. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).»

Исходя из вышеизложенного, при условии выполнения всех вышеуказанных требований и суммарном количестве часов менее максимально допустимого можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне.

При этом нужно учесть, что ПООП СОО не допускает выделение для изучения предмета количества часов менее, чем определено для базового уровня. Как следует из содержания раздела 3.1 ПООП СОО, для изучения предмета «География» на базовом уровне определено 70 часов за два года обучения (из расчета 35 учебных недель в год). Отклонения могут иметь место только, при изменении количества учебных недель в соответствии с календарным графиком образовательной организации. Так, если календарным графиком предусмотрено 34 учебных недели, то количество часов для изучения предмета «География» на базовом уровне составит 68 часов за два года обучения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 12 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.