Отдел мониторинга деятельности образовательных организаций

Ответы на часто задаваемые вопросы

Рекомендации по заполнению (составлению) тарификационных списков сотрудников:

Ответ

Тарификационный список — это поименный список работников учреждения с указанием занимаемой должности, объема работ, должностного оклада (тарифной ставки).

Форма тарификационного списка работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга утверждена Распоряжением Комитета по образованию от 06.12.2017 № 3737-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256».

В тарификационном списке по каждому работнику указывается:

  • фамилия имя и отчество;
  • наименование занимаемой должности;
  • наличие образования, ученой степени, почетного звания, квалификационной категории;
  • стаж работы;
  • нагрузка, количество занимаемых ставок;
  • повышающие коэффициенты, применяемые для расчета должностного оклада (тарифной ставки);
  • должностной оклад (тарифная ставка);
  • характер работы в должности (основная работа, внутреннее либо внешнее совместительство).

При составлении тарификационных списков работники тарифицируются только на занимаемые должности:

Пример 1. Основной работник выполняет дополнительно порученную ему работу на условиях внутреннего совместительства, то есть за рамками своего основного рабочего времени. В этом случае в тарификационном списке он должен быть протарифицирован по двум должностям.

Пример 2: Основной работник выполняет дополнительно порученную ему работу на условиях совмещения должностей, то есть в свое основное рабочее время. В этом случае в тарификационном списке он должен быть протарифицирован только по основной должности. Вторая должность должна быть вакантна.

Один и тот же работник не может:

  • занимать более одной ставки по основной должности, исключение педагогические работники учреждения;
  • быть протарифицированным и как основной работник и как внешний совместитель;
  • быть протарифицированным как внутренний совместитель, если нагрузка по основной должности в данном учреждении у него отсутствует;
  • быть протарифицированным на условиях внутреннего или внешнего совместительства более чем на 0,5 ставки;
  • быть принятым в учреждение на условиях внешнего совместительства и при этом быть протарифицированным еще и как внутренний совместитель.

В целом по учреждению формируются итоги тарификации, указывается количество занятых и количество вакантных ставок, фонд должностных окладов, размер надтарифного фонда и фонд оплаты труда.

Итоговое количество ставок и физических лиц «Тарификационных списков работников государственных учреждений должно соответствовать итоговым данным о количестве ставок и физических лицах формы «Данные для расчета ФОТ по итогам тарификации».


В результате анализа тарификационных списков образовательных учреждений, установлены типичные нарушения и недостатки, а именно:

Ответ

  • одни и те же работники протарифицированы одновременно как «Основные» и как «Совместители»;
  • работники протарифицированы как «Внутренние совместители» или «Совместители» в отсутствие у них основной нагрузки;
  • работники, протарифицированные как «Внутренние совместители» и «Совместители», имеют нагрузку более чем 0,5 ставки, что противоречит требованиям статьи 284 Трудового кодекса РФ;
  • работники, не занимающие должности учителей и преподавателей, протарифицированы более чем на 1,0 ставку по основным должностям;
  • итоговое количество ставок и физических лиц «Тарификационных списков работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга от 01.12.2023» не соответствуют итоговым данным о количестве ставок и физических лицах формы «Данные для расчета ФОТ по итогам тарификации на 1 декабря 2023 г»;
  • некачественное формирование тарификационных списков отразилось на достоверности итогов формы «Данные для расчета ФОТ по итогам тарификации на 1 декабря 2023 г».

Кроме того, установлены нетипичные ситуации. Например, работники протарифицированы с отрицательными ставками и отрицательными должностными окладами; педагогическим работникам установлены должностные оклады при этом нагрузка у них отсутствует; работники протарифицированы более чем на 3,5 ставки.


Можно ли принять работника на место учителя, находящегося в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком? Как оформить трудовые отношения? Как установить вновь принятому работнику нагрузку?  

Ответ

Согласно разъяснениям правового управления Федеральной службы по труду и занятости, направленного письмом от 28.12.2006 № 2264-6-1 на место сотрудника, находящегося в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком, работодатель вправе принять другого работника. В этом случае с работником заключается срочный трудовой договор, в котором в обязательном порядке указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора. В связи с тем, что точное время выхода основного работника на работу определить не всегда представляется возможным, сроком окончания трудового договора будет являться выход основного работника на работу.

После выхода основного работника на работу трудовой договор с «временным» работником прекращается по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, в связи с истечением срока действия договора.

Распределение педагогической нагрузки должно осуществляться по общим правилам установленным п. 5.1, 5.2 главы V к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» — учебная нагрузка педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, распределяется на указанный период между другими педагогическими работниками. На период замещения временно отсутствующих педагогических работников определение учебной нагрузки осуществляется на определенный срок, в порядке замещения.

Оплачивать труд замещающего учителя необходимо исходя из установленного ему размера ставки заработной платы пропорционально объему учебной нагрузки, определенному с учетом часов замещения.


Может ли быть в образовательном учреждении два штатных расписания одновременно: одно, включающее штатные единицы, содержащиеся за счет субсидии на выполнение государственного задания и второе, включающее штатные единицы, содержащиеся за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.  

Ответ

Нет, не может.

Обоснование вывода. В соответствии с п. 34 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год», утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11, в учреждении должно быть сформировано единое штатное расписание независимо от того, в каком виде экономической деятельности задействованы структурные подразделения учреждения. Одновременное наличие нескольких штатных расписаний в Учреждении противоречит положениям Единых рекомендаций.


Оплачиваются ли педагогическим работникам часы, отведенные на самостоятельную работу обучающихся.  

Ответ

Оплате подлежит учебная нагрузка преподавателя, предполагающая работу во взаимодействии с обучающимися, часы, отведенные на самостоятельную работу обучающихся преподавателю не оплачиваются.

Обоснование вывода. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий по освоению основной профессиональной программы и, в соответствии с п. 28 раздела II Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 должна быть  предусмотрена учебным планом образовательной программы.

Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации — п.6 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ФГОС СПО определяет требования к объему образовательной программы, осваиваемой обучающимися. Формирование учебной нагрузки педагогических работников осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Согласно данному приказу при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости может предусматривать и контроль самостоятельной работы обучающихся, предусмотренной образовательной программой.


Применяется ли при расчете должностного оклада преподавателя повышающий коэффициент если квалификационная категория ему установлена Комитетом по науке и высшей школе.

Ответ

Да, применяется.
Обоснование вывода: в соответствии с п. 25 приложения к приказу Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» аттестация педагогических работников, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге полномочия по аттестации педагогических работников имеют Комитет по образованию и Комитет по науке и высшей школе.
Комитет по науке и высшей школе проводит аттестацию педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в его ведении, и государственных образовательных учреждений дополнительного образования взрослых, учредителем которых является Санкт-Петербург.
Таким образом, преподавателю, имеющему квалификационную категорию, установленную решением аттестационной комиссии Комитета по образованию или Комитета по науке и высшей школе, квалификационная категория учитывается, при расчете должностного оклада коэффициент квалификации применяется.


Порядок обеспечения учебниками и рабочими тетрадями обучающихся.

Ответ

Статьями 28 и 47 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) определены компетенции образовательных организаций и права педагогических работников. Определение списка учебников и учебных пособий, необходимых для реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,  относится к компетенции образовательной организации и утверждается приказом руководителя, при этом педагогические работники обладают правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 35 Закона об образовании и п.п. 5, 9 и 10 распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.11.2013 № 2585-р «Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания» учебники и учебные пособия должны предоставляться обучающимся в личное пользование бесплатно. Учебное пособие может предоставляться обучающимся в пользование для работы на уроке. Рабочая тетрадь, входящая в учебный комплект по предмету должна предоставляться обучающемуся бесплатно в личное пользование и выдаваться вместе с учебником.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах ФГОС, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ч.2 ст. 35 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с письмом Минпросвещения России от 23.10.2019 № ВБ-47/04 «Об использовании рабочих тетрадей» в целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Минпросвещения России Письмом от 02.11.2022 № АЗ-1520/04 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» обращает внимание, что установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации. Указывает на необходимость принятия мер по недопущению приобретения учебников и учебных пособий родителями (законными представителями) обучающихся общеобразовательных организаций.


При приеме на работу соискателем представлен диплом иностранного государства, который не подпадает под действие международных договоров о взаимном признании образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве. Учитывать ли этот диплом при определении должностного оклада работника?

Ответ

Согласно статье 51 «Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве» (далее – Административный регламент),  утвержденного Приказом Рособрнадзора от 18.06.2019 № 837 — если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не подпадает под действие международных договоров о взаимном признании или получено в иностранных образовательных организациях, не включенных в Перечень, документы передаются должностному лицу на экспертизу, проводимую в целях оценки уровня образования и (или) квалификации, определения равноценности академических и (или) профессиональных прав. По результатам проведенной экспертизы экспертом делается заключение о возможности или невозможности признания иностранного образования (предоставления соответствующих профессиональных прав) на территории России.

Согласно статье 2 Административного регламента — заявителями при предоставлении государственной услуги являются обладатели иностранного образования и (или) иностранной квалификации, их законные представители или уполномоченные обладателями иностранного образования и (или) иностранной квалификации либо их законными представителями лица, действующие на основании доверенностей (далее — заявитель).

Способ подачи заявителем документов и сроки рассмотрения указаны на сайте ФГБУ «Главэкспертцентр»: https://nic.gov.ru/ru/proc/nic

В случае, если представленный диплом будет (был) признан (нострифицирован) в соответствии с установленной процедурой, и будет (был) сделан вывод об эквивалентности полученного образования российскому высшему образованию, предоставлены соответствующие профессиональные права, то он должен быть учтен при определении должностного оклада работника.


Если учреждение ведет только платную образовательную деятельность, целевые денежные средства и имущественные пожертвования от физических и (или) юридических лиц не поступали, следует ли на официальном сайте учреждения размещать отчёт о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств от приносящей доход деятельности, предусмотренный п. 3.3. Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Комитета по образованию от 30.10.2013 № 2524-р?

Ответ

Да, следует. Приносящая доход деятельность — это не только целевые пожертвования физических и юридических лиц, но и доход полученный учреждением от оказания платных услуг, сдачи имущества в аренду, доход, полученный от применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) штрафных санкций, иных поступлений.


Работник награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации следует ли при определении должностного оклада применять повышающий коэффициент 0,15 за ведомственный знак отличия в труде?

Ответ
Нет, не следует.

В соответствии с п. 3.2.3. Приложения к распоряжению Комитета по образованию от 06.12.2017 № 3737-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256» «Основанием для применения … коэффициента за почетное звание являются удостоверения о присвоении почетных званий Российской Федерации, СССР (народный, заслуженный), удостоверения к ведомственным знакам отличия в труде, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации (Отличник просвещения РСФСР, Отличник народного просвещения, Отличник профессионально-технического образования РСФСР, Отличник профессионально-технического образования СССР, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации, Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации)».

В соответствии с п. 4.1. Приложения 1 к Приказу № 1223 «Знак отличия имеет вид геральдического знака — эмблемы Минобрнауки России … Габаритные размеры: высота 28 мм, ширина 23 мм. Оборотная сторона имеет крепление в виде булавки». Таким образом, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации к знакам отличия не относится.

В соответствии п.п. д) п. 2 Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» к Почетным званиям Российской Федерации Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не относится.


Каков порядок оформления документов при заключении договора на предоставление дополнительных платных образовательных услуг?

Ответ

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (п.2 ст.30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — № 273-ФЗ)).

            Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст.55 № 273-ФЗ).

Прием в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка (п.9 приказа Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (далее — Порядок)). После приема документов, указанных в п. 9 Порядка, образовательная организация заключает договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования (далее — договор) с родителями (законными представителями) ребенка (п.16 Порядка).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям (п.24 приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). Заявление указанным порядком не предусмотрено.

Между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, заключается договор об образовании (ст.54 № 273-ФЗ и п.13 Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»).

В договоре определяются полная стоимость, наименование, перечень и форма предоставления дополнительных образовательных услуг (приложение к приказу Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»). Ограничений количества услуг приложением к договору не предусмотрено.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства, наличие или отсутствие заявления к договору о реализации дополнительной общеобразовательной программы должно быть определено локальным нормативным актом образовательной организации. В заявлении (при его наличии) или договоре возможно указание всех выбранных услуг родителями.

_____________________________________________________________________________

Должны ли доплачивать до минимального размера оплаты труда внешним совместителям?

Ответ
В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство).

Согласно п.1.2. «Регионального соглашения о минимальной заработной плате  в Санкт-Петербурге на 2020 год» (от 27.12.2019 № 343/19-С) размер минимальной заработной платы не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации.

Доплату до минимальной заработной платы необходимо производить как внешним, так и внутренним  совместителям. Размер доплаты определяется пропорционально отработанному работниками времени. В соответствии со ст. 284 ТК РФ в течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

_________________________________________________________________________

Осуществляется ли перерасчет оплаты за оказание платных образовательных услуг?

Ответ

Согласно ст.54,101 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, для оказания платных образовательных услуг  должны заключить договор об образовании (договор об оказании платных образовательных услуг) с гражданином или организацией.

Примерная форма  такого договора утверждена  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 ««Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».

В соответствии с указанным приказом договор об образовании должен содержать основные характеристики образования, основные права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса, стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты, основания изменения и расторжения договора, срок действия договора, адреса и реквизиты сторон. Согласно  сноске 8, указанной в форме Договора об образовании, «Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиям». Однако учреждение вправе дополнять условия договора положениями, не противоречащими нормам законодательных и нормативных правовых актов.

Включение в договор условий перерасчета стоимости услуг при недополучении обучающимся услуг по уважительной причине (в связи с болезнью) допустимо. Подтверждение уважительной причины отсутствия обучающегося на занятиях (наличие справки при болезни) является одним из требований правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Согласно п.17 «Правил оказания платных образовательных услуг», утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать безвозмездного оказания образовательных услуг или соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг.

 На платные услуги учреждений распространяется Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Статьей 16 названного закона предусмотрено, что включать в договор условия, ущемляющие права потребителей недопустимо. Такие условия могут быть признаны недействительными. Отсутствие условий перерасчета стоимости неполученных услуг по уважительным причинам — это ущемление прав потребителей.

До подписания  договора об образовании сторонам следует прийти к взаимному согласию, и в случае возникновения противоречий, внести изменения  в условия договора до его подписания.

В соответствии с требованиями пункта 15 раздела II «Правил оказания платных образовательных услуг», утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для предварительного ознакомления потребителей с условиями и правилами оказания платных образовательных услуг.

_____________________________________________________________________________

Включаются ли в педагогический стаж периоды работы по должностям «директор» и «заместитель директора» при приеме работника на должности «методист» и «преподаватель»?

Ответ

В педагогический стаж включается время работы, в течение которого работник занимает педагогическую должность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Согласно п. 2 раздела I постановления Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее – Постановление № 678) должности «методист» и «преподаватель» относятся к педагогическим должностям.

            В соответствии с п.п.1 и 2 раздела II Постановления № 678 должности «директор» и «заместитель директора» не относятся к должностям педагогических работников.

            Вместе с тем, работник, занимая руководящую должность, может осуществлять педагогическую деятельность. В соответствии с п.3.2.1. распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2017 № 3737-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256» стаж работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и так далее). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.

Таким образом, для включения периодов работы в педагогический стаж работнику необходимо представить документы, подтверждающие периоды работы в должностях, которые в соответствии с Постановлением № 678 относятся к должностям педагогических работников.

_____________________________________________________________________________

Устанавливаются ли работнику дополнительные выплаты за работу с вредными условиями труда за работу по внутреннему совместительству в должности «мойщик посуды», если по основной должности «повар» уже установлена доплата в размере 12%?

Ответ

В статьях 22 и 212 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее — ТК) закреплена обязанность работодателя обеспечивать безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель обязан, в том числе, обеспечить проведение специальной оценки условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК).

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда с 01.01.2014 осуществляется на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий:

— по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

— по оценке уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). При этом, как следует из положений названного Закона, допустимыми (2 класс) являются условия труда, при которых (ч. 3 ст. 14 Закона № 426-ФЗ):

— на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровень воздействия которых не превышает уровни, определенные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда;

— измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

При установлении допустимых (2 класс) условий труда дополнительные компенсационные выплаты к должностному окладу работника не осуществляются.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 147 ТК оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, класс 4), устанавливается в повышенном размере.

Трудовым кодексом непосредственно установлен минимальный размер повышенной оплаты труда — 4 процента тарифной ставки (оклада), при этом максимальный предел указанной компенсации ТК не установлен.

Также в соответствии со статьей 219 ТК работодатель в зависимости от своего финансово-экономического положения может предоставлять конкретным работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда.

При работе на условиях внутреннего совместительства на работника распространяются те же правила определения уровня оплаты труда, что и по основной должности: применяются повышающие коэффициенты к базовому окладу (коэффициенты стажа работы, специфики работы, квалификации), устанавливаются выплаты стимулирующего и компенсационного характера на основании локального нормативного акта, принятого в учреждении.

В условиях приведенного примера: при наличии специальной оценки условий труда с установленным классом не ниже 3-го, работнику устанавливается доплата не ниже 4 процентов от должностного оклада как по основной должности «повар», так и по совмещаемой должности «мойщик посуды».

_____________________________________________________________________________

Как оплачивается труд педагогических работников образовательных учреждений, участвующих в качестве экспертов при проведении демонстрационного экзамена в чужом учреждении?

Ответ

Демонстрационный экзамен является одной из форм государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.  В соответствии со ст. 59  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация проводится в порядке и форме, которые установлены образовательной организацией в соответствии с действующими нормативными документами. Одним из таких документов является приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 (с учетом изменений от 21.05.2020) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее — Приказ      № 968).

Приказом № 968 установлено, что Государственная экзаменационная комиссия (далее — ГЭК) формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.

В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Поскольку эксперты приглашены для участия в работе экзаменационной комиссии конкретного  образовательного учреждения, выполняемая ими работа должна быть оплачена приглашающей стороной, учреждением, где проводится демонстрационный экзамен.

_____________________________________________________________________________

Какой применяется повышающий коэффициент квалификации за почетное звание?

Ответ

Величина коэффициента квалификации специалистов (служащих), работающих в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, устанавливается в соответствии с п. 2.3 приложения № 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга и государственных организаций Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся» и п. 3.2.3. «Методических рекомендаций по системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга», утвержденных распоряжением Комитета по образованию «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256»  от 06.12.2017                       № 3737-р путем суммирования коэффициента за квалификационную категорию с коэффициентом за ученую степень, коэффициентом за почетное звание Российской Федерации, СССР или коэффициентом за ведомственный знак отличия в труде, или коэффициентом за почетное спортивное звание Российской Федерации, СССР.

Основанием для применения коэффициента за почетное звание являются удостоверения о присвоении почетных званий Российской Федерации, СССР (народный, заслуженный).

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» например звание «Заслуженный работник образования Хабаровского края» не относится к почетным званиям Российской Федерации.

_____________________________________________________________________________

Как устанавливаются выплаты за классное руководство работникам образовательных учреждений за счет субсидии из бюджета Санкт-Петербурга?

Ответ

С 01.09.2019 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга и государственных организаций Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся» (далее – Постановление № 256) предусмотрено установление коэффициента специфики за выполнение функций классного руководителя 0,29 учителям и преподавателям (приложение 2 к Постановлению  № 256). Коэффициент специфики за классное руководство применяется не более чем на одну ставку заработной платы. В случае, если работник, выполняющий функции классного руководителя, работает менее чем на одну ставку, разница в сумме выплат компенсируется за счет установления ему доплаты из фонда надбавок и доплат.

В связи с тем, что обязанности по выполнению функций классного руководителя могут быть возложены на работников, замещающих иные должности, не указанные в приложении 2 к Постановлению № 256 (например педагог-организатор) распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2017 № 3737-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256» (далее – Распоряжение № 3737-р) для таких случаев предусмотрена возможность осуществления доплат за классное руководство. Указанная доплата производится из фонда надбавок и доплат учреждения.

Размер доплаты Распоряжением № 3737-р не установлен. В соответствии с п. 2.7 Постановления № 256 учреждение самостоятельно определяет размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, порядок и условия их применения в пределах средств, направленных на оплату труда. Перечень, максимальные размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются локальными нормативными актами, принятыми коллегиальными органами управления учреждения и утвержденными руководителем.

Доплату можно установить фиксированной суммой или возможно применение коэффициента специфики 0,29 для определения размера доплаты за классное руководство (базовый оклад на 1 ставку × 0,29) с целью обеспечения работникам равной оплаты за труд равной ценности. В обоих случаях выплата должна быть произведена из фонда надбавок и доплат.

_____________________________________________________________________________

Как устанавливаются выплаты за классное руководство работникам образовательных учреждений за счет средств федерального бюджета?

Ответ

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» (далее – Постановление № 448) утверждены «Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил предусмотрена выплата из федерального бюджета ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы (далее — общеобразовательные организации), в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Размер ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций определен пунктом 2 Правил — 5 тысяч рублей в месяц.

Срок осуществления выплат в 2020 году установлен пунктом 2 Постановления № 448 – с 1 сентября по 31 декабря 2020 года.

В соответствии с пунктом 6 Правил издано постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.04.2020 № 219 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2020 № 448» (далее – Постановление № 219), пунктом 2 которого установлен уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга по реализации соглашения — Комитет по образованию.

Комитетом по образованию издано распоряжение от 02.07.2020 № 1310-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.04.2020 № 219» (далее – Распоряжение КО № 1310-р).

В соответствии с п. 1 Правил, утвержденных Постановлением № 448, п. 1.1 Соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Санкт-Петербурга, одобренного Постановлением № 219, и п. 1 Распоряжения КО № 1310-р целью предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга является обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы.

Из определения целей предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга следует, что ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 тысяч рублей из федерального бюджета устанавливается выполняющим функции классного руководителя работникам общеобразовательных организаций, относящимся к категории «педагогические работники». В соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678, должность «педагог-организатор» относится к должностям педагогических работников. Таким образом, педагог-организатор вправе получать ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 тысяч рублей.

Доплаты и надбавки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга за выполнение функций классного руководителя, которые законодательством Санкт-Петербурга были установлены до назначения выплаты за классное руководство за счет средств федерального бюджета, в соответствии с п. 2.2.5 Распоряжения КО № 1310-р должны быть сохранены в полном объеме.

_____________________________________________________________________________

Какой порядок оформления документов для  передачи помещения физкультурного зала в дошкольном образовательном учреждении в аренду спортивной школе?   

Ответ

В целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности и рационального использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями Санкт-Петербурга, Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга издано распоряжение от 30.11.2010 № 1585-рк «О согласовании государственным образовательным учреждениям Санкт-Петербурга заключения договоров безвозмездного пользования с государственными учреждениями Санкт-Петербурга, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, с государственными образовательными учреждениями Санкт-Петербурга дополнительного образования детей на помещения спортивных залов».

            Данное  распоряжение является «согласованием» для заключения договоров безвозмездного пользования на помещения спортивных залов (далее – Объект) государственных учреждений Санкт-Петербурга на условиях почасового использования данных объектов в период учебного года и  сроком не более 3 лет. Для заключения договора безвозмездного пользования предварительно необходимо:

  • установить цели использования Объекта — под спортивные цели;
  • получить экспертную оценку последствий заключаемого договора безвозмездного пользования Объектом, проводимой уполномоченным органом исполнительной власти;
  • предусмотреть возможность предоставления Объекта с 16-00 до 20-00 часов с понедельника по воскресенье в течение учебного года в часы, когда в спортивных залах не проводятся мероприятия по планам учреждения,
  • составить график использования Объекта, который будет являться неотъемлемым приложением к договору безвозмездного пользования.

            Договор заключить в соответствии с примерной формой, утвержденной распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 30.01.2008 № 24-р «О внесении изменений в распоряжение КУГИ от 19.08.1996 N 485-р» (Приложение №6 к распоряжению).

Если государственное учреждение принимает решение об оформлении арендных отношений, тогда следует учитывать следующие требования и условия.

            В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления,  распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ). Собственником имущества бюджетных учреждений является субъект Российской Федерации город федерального значения Санкт-Петербург.

            Органом, уполномоченным не дачу согласия государственным учреждениям на передачу закрепленных за ними на праве оперативного управления объектов нежилого фонда в аренду является Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее — КИО).

            Пунктом 2.7 «Административного регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги «давать согласие государственным учреждениям на передачу закрепленных за ними на праве оперативного управления объектов нежилого фонда в аренду, если указанное полномочие в соответствии с действующим законодательством не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, безвозмездное пользование» — Приложения 1 к Распоряжению КИО от 25.07.2011 № 111-р (далее — Административный регламент), определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • заявление о предоставлении государственной услуги в произвольной форме (примерный образец приведен в приложении № 1 к Административному регламенту) с указанием всех данных, содержащихся в приложении № 1 к Административному регламенту;
  • письменное обращение арендатора, ссудополучателя в случае предоставления нежилого объекта без торгов;
  • выполненное Учреждением обоснование необходимости передачи объекта нежилого фонда в аренду либо безвозмездное пользование;
  • согласование исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находится Учреждение, на распоряжение имуществом запрашиваемым способом;
  • доверенность, подтверждающая полномочия лица, действующего от имени заявителя, арендатора, ссудополучателя, в случае отсутствия у указанных лиц права действовать от имени заявителя, арендатора, ссудополучателя без доверенности;
  • документы технического и кадастрового учета на объект нежилого фонда, в отношении которого предполагается заключить договор аренды/безвозмездного пользования, выданные органами, осуществляющими технический и кадастровый учет и инвентаризацию объектов недвижимости (при наличии у заявителя);
  • заключение о положительной (отрицательной) оценке последствий принятия решения о заключении государственной организацией Санкт-Петербурга, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности, подготовленное в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 № 494 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О мерах по реализации статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

            При наличии заявитель представляет оригиналы либо нотариально заверенные копии следующих документов:

  • выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной не позднее чем за три месяца до подачи в Комитет (при наличии у заявителя);
  • свидетельства о регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя либо свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц/индивидуальных предпринимателей о заявителе (свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданных не позднее чем за три месяца до подачи в Комитет (при наличии у заявителя);
  • акт фактического использования и состояния объекта недвижимости на момент подачи заявки (заявления) о согласовании государственному унитарному предприятию Санкт-Петербурга/государственному учреждению Санкт-Петербурга сделки, связанной с распоряжением объектом нежилого фонда, закрепленным (переданным) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • материалы фотофиксации объекта.

            Для юридических лиц (ГУ, арендатора, ссудополучателя (далее — заявитель)) также требуется представление следующих документов:

  • учредительные документы юридического лица со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации юридического лица либо свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о заявителе (свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002), выданных не позднее чем за три месяца до подачи в Комитет (при наличии у заявителя);
  • оригинал либо нотариально заверенная копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее чем за три месяца до подачи в Комитет (при наличии у заявителя);
  • нотариально заверенная копия решения о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности;
  • копия документа, удостоверяющего личность лица, имеющего право действовать от имени заявителя без доверенности, либо его доверенного лица в случае, если интересы заявителя представляет доверенное лицо, и оригинал для сверки.

            В случае положительного решения Вашего вопроса КИО издает распоряжение о даче согласия на передачу объекта нежилого фонда, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в аренду.

            Размер арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 18.09.1997 № 149-51 (ред. от 26.11.2018) «О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург» и «Методикой определения уровня арендной платы за объекты нежилого фонда», утвержденной Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 22.12.1997 № 1291-р.

            В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 609 ГК РФ:

  • договор аренды, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме;
  • договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

            Форма договора аренды недвижимого имущества законодательно не определена и регулируется нормами ГК РФ.


В каких случаях применяется повышающий коэффициент образования 1,6 для расчета должностного оклада преподавателю?

Ответ

Согласно Приложению № 2 к приказу Минобразования РФ от 15.10.1999 № 568 «Об утверждении образца государственного документа о послевузовском профессиональном образовании», действовавшему до 01.01.2014 года, государственным документом о послевузовском профессиональном образовании для лиц, прошедших обучение в аспирантуре, адъюнктуре, созданных в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно — правовых форм, является удостоверение.

Удостоверения выдавались лицам, успешно окончившим аспирантуру, адъюнктуру, в соответствии с Положением о подготовке научно — педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.03.1998 № 814 (действовал до 2018 года).

Таким образом, в 2011 году документом об окончании аспирантуры являлось удостоверение. Справка об окончании аспирантуры не является основанием для применения повышающего коэффициента образования 1,6.


Правомерно ли открытие платной услуги «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся в организации, осуществляющей образовательную деятельность»?

Ответ

 В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, которые относятся к его основным видам деятельности, предусмотренным его уставом, за плату. Услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых оно создано, учреждение также вправе оказывать на платной основе.

            Первоначально образовательной организации следует осведомиться о возможности  увеличения объема государственных услуг, оказываемых в рамках выполнения государственного задания, путем внесения изменений в государственное задание, для чего требуется согласие учредителя. В случае отказа в согласовании увеличения объема государственных услуг образовательная организация может рассмотреть возможность оказания платных услуг.

            Виды приносящей доход деятельности, которые образовательное учреждение вправе осуществлять, перечислены в уставе. В случае наличия в уставе образовательной организации права на осуществление обучения по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам следует учитывать, что на оказание коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи обучающимся это право не распространяется, так как указанная государственная услуга не относится к услугам по реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ. 


Как рассчитывается нагрузка концертмейстера по дополнительной общеобразовательной программе в учреждении дополнительного образования?

Ответ

Согласно Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, к должностным обязанностям «концертмейстера» относится проведение индивидуальных и групповых учебных занятий с обучающимися, обеспечение профессионального исполнения музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), показательных выступлениях, координация работы по аккомпанированию при проведении музыкальных занятий и массовых мероприятий и др.

  Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», норма часов педагогической работы концертмейстеру устанавливается 24 часа в неделю за ставку заработной платы.

            Введение в штатное расписание количества ставок по должности концертмейстер осуществляется в соответствии с «Методикой определения штатной численности работников государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга» (далее — Методика), размещенной на сайте Комитета по образованию в разделе «Экономика образования» (http://k-obr.spb.ru/ek_obr/). В соответствии с приложением 3 к Методике установление ставок по должности «концертмейстер» зависит от учебного плана образовательной организации.


Заместителю директора по АХЧ  Указом Президента РФ присвоено почетное звание «Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности РФ». Вправе ли мы применять для расчета должностного оклада данному руководителю повышающий коэффициент квалификации 0,30, если почетное звание не является профильным для нашего образовательного учреждения?

Ответ
В соответствии с п. 1.2 распоряжения Комитета образования от 13.03.2018 № 719-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 06.12.2017 № 3737-р» основанием для применения коэффициента за почетное звание руководителям являются удостоверения о присвоении почетных званий РФ, СССР (народный, заслуженный) без указания, что повышающий коэффициент устанавливается по профилю образовательной организации, поэтому заместителю директора по АХЧ, являющемуся руководителем 2-го уровня и имеющему удостоверение о присвоении почетного звания «Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности РФ», для расчета должностного оклада может быть применен коэффициент квалификации 0,30.


По какому принципу должны распределяться надбавки воспитателям? Выплачивают ли воспитателям годовые премии?

Ответ

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ ( далее ТК РФ) система оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с требованиями трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» за образовательной организацией закреплено право самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального Закона «Об образовании в РФ» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального Закона «Об образовании в РФ» Уставом образовательного учреждения определяется структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления, порядок принятия ими решений, что предусматривает необходимость разработки, обсуждения, рассмотрения и принятия локальных нормативных актов организации деятельности коллегиальных органов управления.

В пункте 2.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга» указано, что перечень, максимальные размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников, установленными локальными правовыми актами образовательной организации.

Таким образом, распределение надбавок воспитателям должно производиться в соответствии с локальным нормативным актом дошкольного образовательного учреждения, регламентирующим порядок назначения  стимулирующих выплат исходя из финансовых возможностей  образовательной организации (размера фонда надбавок, размера экономии от фонда должностных окладов).

Одним из видов стимулирующих выплат является премия. Исходя из вышеизложенного,  перечень, максимальные размеры и порядок осуществления выплат премий  устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим порядок назначения  стимулирующих выплат.

Если локальным актом предусмотрена выплата премии по итогам года и у образовательной организации имеются соответствующие финансовые возможности,       то годовая премия выплачивается. В случае, когда локальным актом назначение годовой премии не предусмотрено или у образовательной организации отсутствуют необходимые денежные средства, то премия по итогам года не выплачивается.


Почему воспитатель группы «Особый ребенок» получает как воспитатель речевой группы?

Ответ
В настоящее время понятийный аппарат даже на уровне специалистов различных служб является несовершенным. Сегодня можно услышать «особый ребенок», «ребенок с нарушением развития», «ребенок с ограниченными возможностями».
В соответствии со статьями 2 и 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», главой 5 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это ребенок без статуса инвалидности, но имеющий стойкое нарушение функции зрения, слуха, речи или задержки психического развития и другое.
Таким образом, дети из группы «Особый ребенок» так же, как и дети с нарушениями речи («речевые группы»), относятся к категории детей с ОВЗ, поэтому оплата труда воспитателей групп «Особый ребенок» будет такой же, как у воспитателей «речевой группы».
Согласно части 1 статьи 129 и части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.
Оплата труда работников образовательных организаций, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации самостоятельно (статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).


Какие льготы есть у воспитателя-инвалида?

Ответ

Наряду с общими правами и гарантиями граждан Российской Федерации для работника-инвалида трудовое законодательство предусматривает ряд дополнительных льгот.
Статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в соответствии с требованиями ТК РФ определены следующие условия труда инвалидов:

  • инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида
  • для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (статья 92 ТК РФ)
  • инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, однако, учитывая, что в соответствии с пунктами 4 и 5 раздела 3 Приложения Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» воспитателям устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 или 56 календарных дней (для работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении), воспитателю-инвалиду продолжительность отпуска устанавливается в соответствии с требованиями указанного постановления
  • привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья, при этом инвалиды должны быть под подпись ознакомлены с правом отказаться от вышеперечисленной работы ( статьи 96, 99 и 113 ТК РФ)
  • не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками
  • в соответствии со статьей 128 ТК РФ работающим инвалидам по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам по письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (определяется по соглашению между работником и работодателем)
  • статьей 218 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ для работников-инвалидов I и II групп как налогоплательщиков предусмотрено право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода

Как «правильно прописать в трудовом договоре режим работы (норма часов) заместителя директора по учебно-воспитательной работе»?

Ответ

«Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 , должность заместителя директора отнесена к подразделу 2 раздела II «Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей».

Должность «заместитель директора» не педагогическая, в соответствии с положениями статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации для заместителя директора по учебно-воспитательной работе (УВР) в общеобразовательном учреждении «нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю».

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации одним из обязательных условий для включения в трудовой договор является установление «режима рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

В образовательном учреждении работают административные, педагогические и прочие работники. Режим работы перечисленных категорий работников разный.  Локальными актами учреждения должны быть предусмотрены режимы рабочего времени всех категорий работников, не противоречащие требованиям действующего законодательства.

Кроме основной деятельности заместитель директора по УВР может осуществлять еще и учебную деятельность (установлена педагогическая нагрузка), при этом с ним следует заключить дополнительное соглашение к основному трудовому договору (статья 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации и п.п. 5.3 и 5.4 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601), в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки заместителя директора, как учителя, и размер оплаты.

____________________________________________________________________________

Требуется ли оформление дополнительных соглашений к трудовым договорам руководителя учреждения и сотрудников (бухгалтерия, обслуживающий персонал и т.п.), которые получают надбавки к заработной плате за участие в организации ПОУ, установленные в % от поступлений за ПОУ?. Если да, то каким образом можно прописать размер заработной платы в дополнительном соглашении к трудовому договору, можно ли написать %?

Ответ

В соответствии с п. 2.8. Постановления Правительства СПб от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга и государственных организаций Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся» руководителям образовательных организаций (далее – ОО) доплаты, надбавки и премии устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находится ОО. Оформление трудовых отношений с руководителем ОО относится к компетенции работодателя (ст. 16 ТК РФ).

Что касается установления надбавок, доплат за участие в организации ПОУ и оформления дополнительных соглашений к трудовому договору, то рассмотрим ситуации на примере должности «Бухгалтер».

  1. Если в ОО введена отдельная штатная должность бухгалтера для расчета стоимости платных услуг и ведения учета таких услуг, то оплата труда такого бухгалтера будет определена, как и зарплата других работников, непосредственно оказывающих платные услуги. То есть такая зарплата будет состоять из должностного оклада, надбавок и доплат. В данной ситуации с работником необходимо оформить трудовой договор и выполнять неукоснительно требования ст.57, 135 ТК РФ. Добавлю, что согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, условие о выплате надбавок (а также доплат и премий) является обязательным условием трудового договора. В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Согласно разъяснениям Роструда, приведенным в письме от 24.12.2007 № 5275-61 (действующая редакция), размер оплаты труда (тарифную ставку либо оклад) следует указывать в трудовом договоре в числовом выражении. В то же время доплаты, надбавки и поощрительные выплаты могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему нормативному локальному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты. Работник должен быть ознакомлен с содержанием локальных актов и коллективным договором под подпись.
  2. Если один из  бухгалтеров может вести расчеты по платным услугам наряду со своими основными обязанностями, то согласно ст. 151 ТК РФ оплата труда за такую дополнительную работу осуществляется как доплата за совмещение профессий (расширение зон обслуживания). Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В данной ситуации возможно оформление увеличения объема работы дополнительным соглашением к трудовому договору.

Трудовой Кодекс РФ не содержит четких определений доплат и надбавок, но, тем не менее, упоминает их и в контексте определяемых трудовым договором условий оплаты труда (ст. 57 ТК РФ), и как составные части заработной платы (компенсационные и стимулирующие) в ст. 129 ТК РФ.

Разница между доплатой и надбавкой.

Анализируя сложившуюся практику и действующее законодательство, возможно применение следующих определений.

Надбавка — это стимулирующая выплата работнику за особо ценные профессиональные качества и достижения. Такая выплата — право, но не обязанность работодателя.

Надбавка, как стимулирующая выплата, применяется:

— за высокое профессиональное мастерство;

— за классность;

— за высокие достижения в труде;

— за выполнение особо важной работы (на срок ее проведения);

— за ученую степень

Доплата — это компенсационная выплата, целью которой является оплата труда в особых условиях, отличающихся от нормальных. Она обязательна для работодателя в силу закона, ее минимальный размер и порядок применения гарантируется ТК РФ.

Работодатели, как правило, применяют следующие доплаты к заработной плате:

— за совмещение профессий (должностей);

— за расширение зон обслуживания или увеличение объема работ;

— за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;

—  за работу с тяжелыми и вредными условиями труда;

— за интенсивность труда;

— за работу в ночное время;

— за работу в вечернюю и ночную смены;

— за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Минимальные требования к доплатам установлены, например, статьями 147, 148, 151-154 ТК  РФ

Точные определения этих терминов и правил их применения целесообразно закреплять локальными нормативно актами.

___________________________________________________________________________

Законно ли привлечение родительским комитетом денежных средств родителей на проведение «выпускного» в детском саду?

Ответ

Согласно действующему законодательству образовательная организация вправе привлекать на добровольной основе дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных услуг или за счет добровольных пожертвований и целевых поступлений от физических лиц. Порядок привлечения добровольных пожертвований от родителей обучающихся установлен Федеральным Законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 30.10.2013 №2524-р «Об утверждении методических рекомендаций «О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств    с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга».

Привлекаемые денежные средства должны поступать на лицевой счет образовательной организации через банковскую систему или кассу организации с выдачей благотворителю (родителю) подтверждающего документа (квитанции) с указанием цели платежа. Сбор наличных денежных средств работниками образовательной организации и представителями родительской общественности действующим законодательством запрещен.

В соответствии с п.3.4 и п.3.6 распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 30.10.2013 №2524-р не допускается принуждение со стороны работников образовательной организации и родительской общественности к внесению добровольных пожертвований родителями обучающихся.

Таким образом, сбор родительским комитетом наличных денежных средств на проведение «выпускного» неправомерен.

____________________________________________________________________________

Может ли образовательное учреждение СПО, введя должность бухгалтера I или Ⅱ категории, начислять в тарификации повышающий коэффициент за категорию?

Ответ

В соответствии с п. 3.2.3. распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга от 06.12.2017 № 3737-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256» внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда может применяться в случае, если оно предусмотрено квалификационными характеристиками (требованиями), утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Профессиональным стандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 10Зн (далее — Профстандарт), предусмотрены должности «Бухгалтер I категории», «Бухгалтер II категории».

Профстандартом предусмотрено следующее требование для должности бухгалтера с категорией — опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года.

Если локальными актами о системе оплаты труда предусмотрено внутридолжностное квалификационное категорирование и порядок аттестации по должностям специалистов, не являющихся педагогическими работниками, образовательное учреждение вправе по итогам аттестации присвоить работнику квалификационную категорию (при условии соблюдения вышеуказанного требования Профстандарта) и протарифицировать его с применением повышающего коэффициента, соответствующего полученной категории.

_____________________________________________________________________________

Период работы в каких должностях можно включить в стаж работы администратора в образовательной организации, и можно ли включать в стаж работы администратора работу в должности специалиста по кадрам, документоведа, бухгалтера?

Ответ

В соответствии с п. 2.2. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга и государственных организаций Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся» порядок исчисления стажа работы в образовательных организациях устанавливается Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Методика определения размера заработной платы руководителей, специалистов и иных служащих (технических исполнителей), а также рабочих, занимающих должности (профессии) в государственных образовательных учреждениях, утверждена распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2017 № 3737-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256» (далее — Распоряжение № 3737-р).

Согласно п. 3.2.1. Распоряжения № 3737-р специалистам (служащим) по общеотраслевым должностям, к которым относится должность «администратор», учитывается общий стаж работы по занимаемой должности.

____________________________________________________________________________

Как установить дополнительный объем работы экономисту (бухгалтеру) образовательного учреждения?

Ответ

Статья 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (далее – ТК РФ) предусматривает возможность выполнения работником дополнительной работы за дополнительную оплату в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором. Это может быть:

—  совмещение профессий (должностей), если поручается дополнительная работа по другой профессии (должности);

— расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, если поручается дополнительная работа по такой же профессии (должности);

— исполнение обязанностей временно отсутствующего работника как по другой, так и по такой же профессии (должности).

При выполнении указанных видов дополнительных работ работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон в зависимости от содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ). Законодательством не установлено ограничение объема  дополнительной работы (нагрузки) и размера доплаты за дополнительную работу, ее минимальная или максимальная величина.

В случае выполнения другой регулярной оплачиваемой работы в свободное от основной работы время, с работником дополнительно заключается трудовой договор на работу по совместительству (ст. 282 ТК РФ). Так как продолжительность рабочего времени по совместительству не должна превышать четырех часов в день (ст. 284 ТК РФ), то количество ставок по занимаемой должности на условиях совместительства не может превышать 0,5 ст.